Как из человека сделать шизофреника

Как из человека сделать шизофреника
Как из человека сделать шизофреника
Как из человека сделать шизофреника

А.Д. Борохов Госпиталь Кирьят-Шломо (Израиль)

Обследование пациента в психиатрии имеет специфические особенности. Формально его можно разделить на 2 части: вербальную (речевой контакт врача или медсестры с обследуемым) и оценку не­вербальных характеристик.

К неречевым элементам относятся внешний вид, походка, позы, действия, движения, мимика и жестикуляция, которые имеют характерные осо­бенности при различных видах психопатологии.

К атрибутам внешнего вида относятся одежда больного, его причёска, а также пирсинг, шрамы и татуировки, обнаруживаемые при физикальном осмотре. Физикалыный осмотр пациента или об­следуемого — неотъемлемая часть психиатриче­ского осмотра. На практике в силу тех или иных причин эта часть обследования производится средним медицинским персоналом и та инфор­мация, которую он получает, может помочь в поста­новке диагноза, выявлении скрытых или явных агрессивных тенденций, суицидальных попыток, злоупотребления психоактивными веществами, сексуальных отклонений и т.д.

Впервые татуировка упоминается в библейских текстах, в книге Левитов, причем с негативным оттенком: Бог говорит Моисею о запрете доброволь­ного повреждения человеческого тела с целью на­несения специфических «меток»; позже Папа Адриан I издаёт для христиан запрет на татуи­ровки. Подобные религиозные запреты сущест­вуют в иудаизме и исламе.

На протяжении многих веков татуировка ис­пользовалась как символ этнической или религи­озной принадлежности (у египетских жрецов, ранних христиан, крестоносцев), социального ста­туса в криминальном мире (якудза, триады), а также как признак его социального отчуждения (насиль­ственное татуирование — например, порядковые но­мера в концлагерях).

С середины прошлого века татуировка полу­чает широкое распространение в молодежной среде, особенно — в неформальных группировках (хиппи, панки, рокеры, металлисты, спортивные и музыкальные фанаты и т.д.). Так называемая мода на татуировки, появившаяся в конце 80-х годов про­шлого века, активно поддерживалась и поддержи­вается глянцевыми журналами путём публикации фотографий лиц, добившихся успеха в шоу-биз­несе, знаменитых спортсменов, удачливых бизнес­менов. Непременным акцентируемым атрибутом является наличие татуировки. Иными словами, та­туировка стала не только эталоном богемного об­раза жизни, но и символом избранности и успеха. По мнению многих мастеров-тату, татуировка отра­жает неповторимую индивидуальность личности, придает сексуальный шарм.

В настоящее время, взгляды специалистов на мотивы татуирования разделились: одни видят в татуировке дань моде, другие — влияние соци­альной среды, третьи — психопатологию.

Мы придерживаемся интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами и психопатологическими проявлениями личности. На практике изобразительная характеристика та­туировки, её групповая принадлежность и смы­словая нагрузка используются как для идентифи­кации личности носителя, его социальной и про­фессиональной принадлежности, так и — в ряде слу­чаев — для её психопатологической оценки.

Актуальность данной работы заключается в том, что она может значительно расширить список невербальных проявлений целого ряда психиче­ских и поведенческих расстройств. Добровольно нанесённые татуировки, как и другие невербальные признаки, могут играть существенную роль в диаг­ностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднаме­ренно стремится ввести медицинский персонал в заблуждение, давая ложное объяснение смысла татуировки, вообще отказываясь что-либо объяс­нять или просто давая ответы типа «по глупости, по молодости».

За период 1987-2010 гг. нами было изучено 467 пациентов (412 мужчин и 55 женщин), имевших ис­кусственную дерматографию (татуировки) и нахо­дившихся под наблюдением психиатра.

В качестве углубленного объекта исследования были избраны молодые мужчины с клинически подтвержденным психиатрическим диагнозом, имевшие татуировки и наблюдавшиеся в специа­лизированных лечебных учреждениях России, Казахстана и Израиля. Предметом исследования стала изобразительная и смысловая интерпретация 1 576 татуировок, выявленных нами у 412 больных с разными видами психических расстройств. Все диагнозы были установлены в строгом соответ­ствии с критериями МКБ-10. Кроме того, по анало­гичной методике обследовано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки (контрольная группа).

Для интегральной оценки татуировок у лиц с психическими и поведенческими расстройствами была создана рабочая классификация, построенная на оценке 3 основных параметров: изобразительной характеристики (ось А), групповой принадлежности (ось В) и смысловой нагрузки татуировки (ось С).

Параметры оси А служат для изобразительной характеристики татуировок и включают в себя оценку изображения по его форме, размеру, количе­ству и локализации. Параметры оси В свидетельст­вуют о групповой принадлежности носителя (куль­товая, этническая, военная, профессиональная, криминальная и т.п.).

Параметры оси С указывают на смысловую на­грузку татуировки (агрессивно-угрожающая, демонстративно-протестная, декоративно-укра­шающая, памятно-сентиментальная, функцио­нальная и т.п.).

Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения

Как показали результаты изучения 162 паци­ентов с расстройством зрелой личности (по старой терминологии — психопатия), имевших на момент исследования 814 татуировок, их нанесение во многом зависело от типа личности. У больных с ан­тисоциальным расстройством (72 человека) татуи­ровки носили множественный характер, в среднем — от 5 до 8 на человека.

Из них 44,6% могли быть интерпретированы как агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Типична татуировка, изобра­жающая пирата с ножом в зубах, на клинке ножа — надпись «ИРА»; она распространена среди осуж­денных за хулиганство и бандитизм. При этом но­ситель, как правило, пытается ввести в заблуж­дение медицинский персонал, рассказывая романтическую историю своей любви, в память о которой, якобы, и была нанесена описанная та­туировка. Истинный смысл татуировки — совер­шенно иной. В действительности носитель ото­ждествляет себя с пиратом (корсаром, морским разбойником), являющимся жестоким граби­телем, не признающим никаких нравственно-эти­ческих норм. Нож — наиболее распространённое холодное оружие, используемое в преступном мире. Надпись «ИРА» — не женское имя, а крипто­грамма «Иду Резать Актив». Подобная надпись яв­ляется выражением прямой и явной угрозы лицам, сотрудничавшим с администрацией ла­геря, или вставшим на путь исправления. 22,3% татуировок могут быть интерпретированы, как статусно-стратификационные («воровские кресты, звезды, перстни»). Они носят идентификаци­онную функцию, указывая на иерархию в крими­нальном мире. Например, парное изображение под ключицами оскаленной пасти тигра — судим за хулиганство; пауки на паутине — за употреб­ление или сбыт наркотиков; кошачьи морды — за мошенничество; 6-8-конечные «воровские» звезды — злостный нарушитель режима или вор в законе. Перстни с разными знаками и геометри­ческими фигурами соответствуют статьям уго­ловного кодекса, по которым данный субъект от­бывал наказание.

На долю демонстративно-протестных татуи­ровок пришлось 14,4%. Это — различные символы свободы — чайка, парусник, бегущий олень, над­писи и криптограммы. Среди них — широкоизве­стный в российском уголовном мире так назы­ваемый знак зоны (5 точек, расположенных «кон­вертом»; символизирует пребывание в местах ли­шения свободы «по краям-вышки, посредине-Я»), В Израиле аналогичный знак зоны имеет свою специфику: 3 точки, образующие равносторонний треугольник («Я — впереди, за мной — 2 кон­воира»).

На долю татуировок этих 3 групп — агрессия, протест и принадлежность к тому или иному уровню иерархии криминального мира — при­шлось свыше 80% всех татуировок, выявленных у данной группы больных. Была установлена вы­раженная связь между наличием у больных аг­рессивно-угрожающих и демонстративно-проте­стных татуировок и совершёнными ими актами физической агрессии или демонстративными на­рушениями общепринятых норм поведения.

Среднее число татуировок на 1 носителя у больных с эмоционально-неустойчивым расстрой­ством личности было значительно меньше: 2-4. Среди татуировок, выявленных у 51 такого боль­ного, ведущее место тоже заняли татуировки демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера (соответственно 32,3 и 16,4%), а также свя­занные с иерархией уголовного мира (15,4%).

У 39 больных с истерическим расстройством личности, помимо изображений демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, было значительное число (35,5%) татуировок деко­ративно-украшающего и памятно-сентименталь­ного характера. В определенной степени этим про­являются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. Между уровнем эмоциональности и наличием татуировок памятно-сентиментального ха­рактера имеется прямая зависимость. При этом следует отметить, что при перечисленных типах расстройств личности большинство татуировок (57,4%) носят подражательный характер и свиде­тельствуют о желании походить на того или иного криминального авторитета.

Полученные нами данные убедительно демон­стрируют сочетание большого числа татуировок с высоким уровнем агрессивности, конфликтности и криминальности у больных с антисоциальными, эмоционально-неустойчивыми и истерическими расстройствами личности, т.е. характер татуировки помогает выделить среди обследуемых или паци­ентов группу лиц повышенного риска, склонных к агрессивным и импульсивным действиям, на­правленным на себя и окружающих.

Татуировки у больных шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами

Больные с расстройствами шизофренического спектра характеризуются нарушением содержания и логики мышления, чрезмерной тревожностью, не­обычными мистическими убеждениями, эксцентричностью поведения. Эти отклонения от нормы находят отражение в форме, размере, месте нанесения и смысловом содержании татуировок.

У наблюдавшихся нами 48 больных, стра­давших перечисленными видами психопатологии, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены сущест­венные изменения, не являвшиеся традицион­ными, этническими, религиозными, культуроло­гическими признаками национальной или груп­повой принадлежности.

В некоторых случаях татуировка служила визу­альным отражением бредовых переживаний, не только перенесенных в прошлом, но и актуальных на момент обследования. Одновременно имело место сочетание таких важных признаков, как мистико-магический контекст татуировки, дискордантность (ра­зобщённость) между выбором её сюжета и локализа­цией изображения на поверхности тела. К примеру, примитивно-графическое изображение «газонокосильщика» на ягодице, по замыслу носителя, должно «смешить людей»; при этом пациент сообщил, что стесняется раздеваться в таких общественных местах, как баня или пляж. Чёрт на стопе, по мнению другого больного, означает, что «чёрт должен знать своё место»; третий пациент изобразил на пояснице обнаженную девушку, «чтоб никто не видел».

По размеру эти татуировки — гигантского или до­вольно крупного размеров. Смысловое содержание татуировки у больных является «бизарным» (странным) и обычно объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носи­теля, понятным лишь ему самому. Один больной изо­бразил зеленую гигантскую двухголовую черепаху «как новый герб России, олицетворяющий мощь, мир и долголетие»; по мнению другого пациента, та­туировка «чёрт, совершивший харакири» свидетель­ствует о том, что он победил «внутреннее зло», а «дра­кон-киборг» на голени — что он любит компьютеры и идёт в ногу со временем.

Мистические татуировки относятся к достаточно редкой группе накожных изображений. Как пра­вило, они единичны, крупного и гигантского раз­меров, расположены на участках тела, обычно при­крываемых одеждой. По форме это в большинстве случаев — тематические рисунки, знаки и символы, характеризующиеся детализацией изображения. Большая часть мистических татуировок — цветные и выполнены специалистами профессиональных тату-салонов по указаниям носителя.

По своему смысловому значению мистические татуировки имеют личностно-фантазийный ха­рактер, в их изображениях есть нечто загадочное, не­понятное и необъяснимое. Трактовка подобных та­туировок носителем в корне отличается от их обще­принятых характеристик. Например, набор непо­нятных линейных знаков, нанесенных на тыльную поверхность кисти, носитель объяснял как надпись на языке суахили (официальный язык Кении и Танзании, которого носитель не знал и надписей на нём никогда не видел), а абстрактный узор на правой голени — как типичное украшение абори­генов острова Борнео.

Обычно мистическая татуировка является плодом воображения носителей, видящих в изо­бражении тайный, никому не понятный, кроме них самих, смысл. Так, один из обследованных с та­туировкой на левой стороне грудной клетки в виде восходящего солнца на вопрос о её значении от­ветил, что «… его сердце любит тепло».

Татуировки у больных с психическими и поведенческими расстройствами, возникшими в результате употребления психоактивных веществ

По своему содержательному значению наркоманические татуировки можно подразделить на функ­ционально-вспомогательные («колодцы», указы­вающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции, или «пер­стни», характеризующие статус в наркоманической иерархии), знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производ­ства, а также способы и средства их введения — го­ловка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедони­стические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, — шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кув­шина) и комбинированные (включающие в себя элементы нескольких групп: обнажённые танцов­щицы гарема на фоне султана, курящего кальян, или композиция из ножа, шприца, бутылки водки, женщины и денег с надписью «Вот, что нас губит»).

Специфические наркоманические татуировки практически никогда не являются результатом слу­чайного выбора или подражания, а отражают лич­ностную позицию и самоидентификацию с наркоманической субкультурой. По утверждению больных, имеющиеся у них наркоманические та­туировки служат для них своеобразным пропуском в мир наркоманов, облегчая носителям приобре­тение и сбыт наркотиков.

Косметические и эротические татуировки

Некоторые графические изображения могут скрывать косметические дефекты, связанные с перенесённой операцией и оставившие рубец на коже. Например, татуировки могут располагаться на месте шва, наложенного при аппендэктомии или резекции молочной железы. Как правило, такие косметические татуировки являются модифика­циями собственного тела и более характерны для женщин. Они служат не только для сокрытия де­фекта, но и, по мнению самих обладательниц та­туировок, придают им дополнительную сексу­альную привлекательность.

Татуировки могут также скрывать шрамы от ожогов, следы суицидальных попыток и самопо­вреждений (как правило, на внутренней и на­ружной поверхности предплечий или наружной поверхности бёдер). Иногда татуировка призвана «отвлечь внимание» от проявлений кожных заболе­ваний носителя, таких как нейродермит или псо­риаз. Так, одна женщина, перенесшая внематочную беременность, изобразила внизу живота проекцию внутренних половых органов с «разорвавшейся» фаллопиевой трубой. Татуировка может «скрывать» реальный или мнимый дефект, связанный с из­бытком веса или, наоборот, с излишней худобой.

Само по себе «косметическое» нанесение татуи­ровки не является психопатологическим при­знаком, однако указывает на индивидуальную зна­чимость реального или «воображаемого» дефекта, желание его закамуфлировать или «переключить внимание» на конкретный зрительный образ.

Татуировка, особенно сделанная вне профес­сионального тату-салона, без соблюдения стериль­ности, значительно увеличивает риск заражения такими заболеваниями, передающимися через кровь, как гепатиты В и С, вирус иммунодефицита (СПИД). Поэтому при взятии анализов крови у лиц с татуировкой средний медицинский персонал должен быть особенно внимательным.

Эротические татуировки можно подразделить не только по явному или скрытому сексуальному контексту, но и по локализации на теле носителя. При этом рисунок или надпись не обязательно яв­ляются собственно эротическими.

Так, у мужчин можно рассматривать татуировку в эротическом контексте, если она нанесена на нижнюю часть живота, лобковую зону, половой член и мошонку, на ягодицы. У женщин ввиду большой табуированности обнажения тела такими местами являются вся поверхность передней грудной клетки, включая собственно молочную же­лезу, нижнюю часть живота, лобковую зону, на­ружную и внутреннюю поверхность бедер, пояс­ничную область и ягодицы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что всякая татуировка, имея смысловое и личностное значение, является всё-таки вспомогательным объ­ективным признаком. Поэтому сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недоста­точен для постановки психиатрического диагноза.

Полученные данные имеют не только теорети­ческое значение, но и представляют большой практический интерес, так как татуировку можно ис­пользовать в качестве дополнительного диагности­ческого признака при оценке личности и состояния больного, что будет способствовать правильности постановки диагноза и существенно дополнит кли­ническую картину заболевания, проясняя и уточняя её отдельные аспекты.

Смысловая нагрузка татуировки и возможность использования её при диагностике поведенческих нарушений и психических расстройств может по­служить отправной точкой для проведения углуб­ленного обследования в соответствующем направ­лении, особенно в тех случаях, когда обследуемый по каким-то причинам отказывается от сотрудни­чества с медицинским персоналом или склонен к диссимуляции имеющихся проблем. Кроме того, исследование предлагает дополнительные отборочные критерии, которые могут быть использо­ваны при углубленном психиатрическом осмотре, во время массовых обследований для выявления лиц с психическими расстройствами, злоупотреб­ляющих психоактивными и психотропными веще­ствами, а также лиц с различными типами рас­стройства личности.

Декоративно-украшающие татуировки

Декоративно-украшающие татуировки

Декоративно-украшающие татуировки

 

 

 

 

 

 

Группа татуировок, отражающих, сознательные и бессознательные образы, объекты личной привязан­ности и хобби, ценностные ориентации личности. В эту группу входят портреты кумиров, любые виды флоры и фауны, образы героев и персонажи кинофильмов, сим­волы и иероглифы, характеризующие отношение к себе и миру.

1 — китайский иероглиф, личностно значимый для носителя; может встречаться в нормативной группе при условии, что данная татуировка единична; нередко на­носится лицами с истероидными и нарциссическими чертами личности, характерными для психопатий воз­будимо-неустойчивого круга.

2 — фрагмент картины Сальвадора Дали «Полёт шмеля вокруг граната за секунду до пробуждения»; от­ражает понравившиеся носителю сюрреалистические образы.

3 — персонаж из сериала «Звёздные войны» (1977), от­ражает понравившийся носителю киноперсонаж.

4 — персонаж из фильмов ужасов «Восставшие из Ада» (1987), образ английского офицера Первой мировой войны, ставшего членом демонической секты ада отра­жает понравившийся носителю киноперсонаж.

Визарные (странные) татуировки

Визарные (странные) татуировки

Визарные (странные) татуировки

Группа татуировок, в которых визуализированный образ, как правило, непонятен наблюдателю, либо объ­яснение смыслового образа носителем вызывает непонимание или недоумение. Обычно носитель активно участвует в создании сюжета, либо внося индивиду­альные коррективы в имеющийся рисунок, либо сюжет является внешним отражением его психической дея­тельности. Учитывается соответствие между сюжетом и расположением рисунка на теле.

1 — винт, поранивший ногу, в данном случае озна­чает, по мнению носителя, что он «способен терпеть любую боль; винт как символ индивидуально значим для носителя; но у наблюдателя, даже после такого «странного» объяснения возникает масса вопросов; по­чему именно винт? для чего вообще наносилась эта та­туировка, почему именно в этом месте?

2 — звезда Давида (щит Давида), состоящий из пере­крещенных мечей, со свисающей каплей крови; звезда Давида — известный традиционный символ в иудаизме — в трактовке носителя имел совершенно иной смысл: он означал 6 миллионов евреев, погибших во Второй ми­ровой войне, причём такой символизм выражался только в капле крови; носитель не смог объяснить, в чем смысл скрещенных между собой мечей, ограничившись ответом: «Я так себе представляю».

3 — отрубленная голова с язвами и зашитым ртом; отражение пугающих зрительных галлюцинаций паци­ента-шизофреника, который принимал галлюцино­генные грибы; на вопрос врача, почему он вытатуировал этот сюжет, пациент ответил, что изобразил «этот кошмар», чтобы никогда не забывать, а на спине, чтоб никогда самому не видеть…

4 — традиционный английский завтрак (яичница с беконом); даже если для носителя это — самое любимое блюдо, то с точки зрения обычной логики всё равно не­понятно, зачем наносить такой рисунок на собственную голову…

Мистико-магические татуировки

Мистико-магические татуировки

Мистико-магические татуировки

Эту группу татуировок можно считать одной из самых древних, поскольку они имели серьёзное зна­чение как талисманы-«обереги». Их наносили последова­тели религиозных культов в надежде на покровитель­ство богов. Так, у североамериканских индейцев тотемы животных означали не только принадлежность к пле­мени, но и защиту и покровительсто духов. Такими же являются символы ранних христиан. Наиболее распро­странённые магические символы — индийский символ «Ом», или «Аум», олицетворяющий первый звук во Вселенной — и древнеегипетский «Анх» — круг, соеди­ненный с т-образным крестом) — символ ключа от рай­ских врат и вечной жизни.

1 — глаз в обрамлении металлоконструкций — инди­видуально разработанный носителем оберег; большин­ство таких оберегов с «изображением глаза берут свое начало от «всевидящего» ока древнеегипетского бога Гора; носитель поместил свой талисман под защиту металло­конструкций; судя по форме зрачка, глаз принадлежит животному, возможно, мифическому дракону.

2 — вампир: традиционный образ многих членов не­формальных объединений, связанных с так называемой чёрной магией и сатанизмом; данное предположение подтверждается специфической формой одежды, ритуа­лами и другими татуировками в виде перевёрнутых кре­стов и пятиконечных звёзд, элементов магических за­клинаний, летучих мышей-вампиров и т.д.; в последнее время встречается у так называемых «готтов»; вампир является также символом вечной жизни и в некотором роде — даже успеха (см. гротескный роман В.Пелевина «Ампир В»).

3 — Франкенштейн; персонаж романа М.Шелли «Франкенштейн или современный Прометей», повествующего об учёном, создавшем из частей трупов живого человекообразного монстра; мистический образ победы человека над смертью.

4 — оборотень; трансформация человеческого лица в череп на фоне кладбища; символизирует веру носи­теля в мифическую «вечную жизнь»; сюжет разработан самим носителем.

Эротические татуировки

Эротические татуировки

Эротические татуировки

Кроме традиционных обнажённых фигур, в эту группу входят надписи и символы, означающие любовь, наиболее известный из которых — сердце, пронзённое стрелой амура; конечно же татуировки наносят на ин­тимные зоны; изображения подчёркивают сексуальную агрессию, в частности обладают элементами садо-мазо­хизма.

Криминальные татуировки

Демонстративно-протестпые

Демонстративно-протестпые татуировки

Демонстративно-протестпые татуировки

1 — роза, проткнутая мечом означает «смерть проку­рору», несогласие с решением суда, вынесшим приговор; татуировка символического характера, не содержит прямой угрозы конкретному лицу.

2 — руки в разорванных цепях передают крест; сим­волизирует преемственность воровских традиций; ка­ждое целое звено цепи означает год заключения, пол­звена — соответственно полгода; в данном случае — 5 лет пребывания «на зоне».

3 — парусник; символ имеет несколько значений: а) спешу туда, где есть свобода без труда; б) вор-гаст­ролер; в) склонен к побегу.

4 — аллегорическое изображение герба СССР; нега­тивное отношение к власти и порядку; традиционные символы заменены символами нищеты и смерти.

5 — монах с библией и посохом, выходящий из мона­стыря; аллегорический образ заключенного, профессио­нального карточного игрока (на жаргоне «библия» — карты), отбывшего полный срок заключения — 5 лет (5 закрашенных куполов храма).

Агрессивно-угрожающие

Агрессивно-угрожающие татуировки

Агрессивно-угрожающие татуировки

1 — рыцарь на фоне отрубленных голов и с латин­ской надписью: «Подавлять гордыню непокорных»; по­добные татуировки имеются у лиц как привлечённых за хулиганство, так и у тех, кто решает большинство кон­фликтов с помощью физического насилия.

2 — мусульманин с 2 ножами — националистическая мусульманская татуировка с угрозой в адрес иноверцев.

3 — восточный правитель на троне из костей на фоне палача и отрубленных голов с надписью на ла­тыни: «Горе побежденным»; трактовка идентична трактовке рис. 1,

4 — пират с ножом в зубах; надпись на клинке: «ИРА» (комментарии — в тексте).

5 — бой гладиаторов; трактовка идентична трактовке рис. 1.

Алкогольные татуировки

Алкогольные татуировки

Алкогольные татуировки

1 — череп с бутылками и штопором; аллегориче­ское изображение пиратского символа «Весёлого Роджера», кости заменены бутылками и штопором, иносказательно — «любовь до гроба».

2 — викинг с пивной кружкой; часто встречается у байкеров; отражает любовь к пиву, сам викинг — об­разец сурового воина-мужчины; оба символа нераз­лучны.

Функциональные татуировки

Функциональные татуировки

Функциональные татуировки

В данном случае татуировки скрывают следы внутривенных инъекций.

Варианты наркоманических татуировок

Варианты наркоманических татуировок

Варианты наркоманических татуировок

 

Рекомендуемая литература
Балдаев Д.С. Татуировки заключённых. — М.: Лимбус-Пресс. 2001.
Блейхер В.М., Крун И.В. Толковый словарь психиатри­ческих терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 640 с.
Борохов А.Д. Когда весь мир на острие иглы… Татуировки и жаргон наркоманов. — СПб.: Речь, 2005. — 328 с.
Armstrong M.L., Murphy К.P., Sallie A. et al. Tattooed army soldiers: Examining the incidence, behavior, and risk // Military Medicine. 2000; 165 (2): 135-141.
Borokhov A., Bastiaaris R., Lerner V. Tattoo Designs Among Drug Abusers // Israel f. Psychiatry. — 2006; 43 (l): 28-33.

Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника Как из человека сделать шизофреника

Изучаем далее:



Закрытая схема водоснабжения это

Как сделать бисквит рецепт пошагово с фото

Как сделать связки мягче

Сеть для детей своими руками

Схема единорога для бисера